Организовал химико-биологический факультет, более 40 лет руководил кафедрой анатомии и физиологии человека и животных.
Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН
Основал тюменскую научную школу "Физиологические, биохимические, морфологические, психофизиологические адаптации человека к экологическим и социальным условиям Западной Сибири".
|
Почётное звание "Заслуженный врач Российской Федерации" (1998)
Медаль "Ветеран труда России" (1990)
Памятный знак «Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин 1934-1968 гг.» (1998)
Медаль имени академика С.П. Королёва (2000)
Медаль "За особые достижения в профилактической и социальной медицине" им. Пауля Эрлиха (2002)
Медаль "За трудовую доблесть" (1976)
Награды
5 августа 1940 года
С начала войны отец ушел на фронт. Вернувшись, гражданскую карьеру начал с обучения в Московской военно-политической академии. После практики на севере, семья вновь вернулась в Москву. Жили в Переделкино.
Родился в Хабаровске в семье военного лётчика.
Отец жил в Москве, а мы с мамой и братом — в Переделкино, недалеко от писательских дач. Я ходил в один класс с Толькой Серовым, сыном актрисы Валентины Серовой — его в то время воспитывал Константин Симонов. К нам в школу заглядывали Шолохов, Чуковский, Катаев, Фадеев…
Из воспоминаний В.С. Соловьева
Сергей Фёдорович Соловьев служил Первым секретарём городского, позже - окружного Ханты-Мансийского комитета КПСС. В Тюмени был заведующим Отделом народностей Севера Исполнительного комитета Тюменского областного Совета.
1950 — 1970 годы
По окончании трудился в окружной больнице Югры, затем в Тюменской областной клинической больнице.
В 1957 году поступил в Омский государственный медицинский институт имени М.И. Калинина Министерства здравоохранения РСФСР.
Хотелось попасть на новый факультет — стоматологический. На вступительных экзаменах мне просто повезло! Конкурс был огромным. При этом тем, кто с рабфаковских курсов, разрешалось набрать 9 баллов, а всем остальным — от 18. Но пробился. Учился хорошо. Потому что учили хорошо. Многие преподаватели пришли в институт прямо с войны — по привычке не снимали гимнастёрки, звенели медалями.
Из воспоминаний В.С. Соловьева
Кандидатскую диссертацию по влиянию аминокислот на желчеобразование защитил в 1969 году в Ярославле (ныне - Ярославский государственный медицинский университет).
В 1965 году перешёл на кафедру нормальной физиологии Тюменского медицинского института.
1970 — 1980 годы
Открытие университета удачно совпало с его представлениями о форме работы в вузе: широкая общая подготовка и индивидуальная работа с будущими специалистами.
С первых дней преобразования ТГПИ в Тюменский государственный университет (1973) Владимир Сергеевич занялся организацией нового химико-биологического факультета. Подготовил материально-техническую базу и методическое обеспечение учебного процесса, создал коллектив преподавателей.
Соловьев - из породы беспокойных искателей, вечных неунываек, медленно и терпеливо восходящих на главную высоту своей жизни. Такие умеют ждать свой звёздный час, умеют уйти вперёд, но не ради личной карьеры и сладостных амбиций, которые сами по себе не грех. Они обрастают учениками, единомышленниками, коллегами, даруя им первые открытия в рамках общего дела.
25 лет - 25 имён, Тюмень, 1998
В 1975 году возглавил кафедру физиологии человека и животных.
Докторскую диссертацию "Физиологические механизмы неспецифической резистентности, обеспечиваемые кровообращением и кровью при управляемой гипертермии" защитил в ТГУ в 1987 году.
Главным для него были широкие связи с ведущими университетами и академическими институтами. Под его руководством открылись новые диссертационные советы.
Оставаясь заведующим кафедрой, В. С. Соловьев несколько лет работал проректором по науке.
Научная школа начала складываться в начале 1970-х на базе исследований температурных режимов в процессе экспериментальной апробации медицинской техники с целью управления процессами гипотермии (охлаждения) и гипертермии (перегревания) человека. Оба направления интенсивно развивались в интересах практической медицины и адаптации человека в экстримальных условиях внешней среды.
Из воспоминаний В.С. Соловьева
Возглавляемая им кафедра признана «Золотой кафедрой России» на конкурсе «Золотой фонд отечественной науки» РАЕН (2011 ).
Возглавил лабораторию физиологии и экологии человека. Опубликовал более 120 научных трудов, в том числе коллективные монографии.
1970 — 1980 годы
С 1996 года Владимир Сергеевич вошел в состав редакционного совета региональных энциклопедий.
В экспертном совете при администрации Тюменской области работал в качестве эксперта Минтруда, Минэкономики, ВЦСПС, Миннефтепрома.
Был председателем Тюменского научного центра "Ноосферных технологий" РАЕН.
Совместно с коллегами обследовали 43 000 новопоселенцев Севера в 35 населенных пунктах.
Научная школа профессора Соловьева начала складываться в 1970-е. Он посвятил свою жизнь изучению адаптации человека к природным, производственным, социальным, экологическим условиям Севера Тюменской области.
Исследования показали, что у северянина меняются скелет, лёгкие, иначе функционируют сердце, печень, почки… Для того чтобы сохранить человеческий потенциал индустриального севера, нужно было утвердить иную стратегию жизнеустроения.
Из воспоминаний В.С. Соловьева
В 1997 году результаты исследования тюменской школы заинтересовали Учебно-исследовательский центр космической биомедицины и научная лаборатория ТюмГУ была включена в проекты перспективных "космических" разработок.
Активно вел региональные проекты «Человек на Севере» и «Здоровье человека в Западной Сибири», инициировал появление центров адаптации, где разрабатывали серии адаптогенов для преодоления стрессов ямальских жителей.
20 декабря 2019 года
Аудитория
аудитория им. профессора В.С. Соловьева оснащена не только современной мультимедийной техникой, но и оборудована модульной мебелью, благодаря которой у студентов и педагогов появляется возможность организованность пространство под разные образовательные задачи.
Здесь проводятся как учебные занятия, так и крупные тематические мероприятия, конференции, открытые лекции, круглые столы и многое другое.
Владимир Сергеевич, будучи доброжелательным учителем и ответственным наставником, сформировал продуктивную и известную в России научную школу, в которой медико-биологические исследования внесли существенный вклад в теорию и практику адаптации человека на Севере. Мы, ученики Владимира Сергеевича, должны продолжить дело всей его жизни.